"Plan your trip on the best travel site!"

 

ДНЕВНИК СВЯЩЕННИКА

 

16.11.2000

"ПЕССИМИСТИЧЕСКОЕ" ИНТЕРВЬЮ

 

Опубликованное недавно интервью митрополита ХРИЗОСТОМА вряд ли оставит кого-то равнодушным. Будет еще много высказываний и толков. Не замедлит, конечно, и негативная реакция. Будет и конструктивная критика В одном из уже прозвучавших мнений (в целом - одобрительном) говорится, что "для Владыки характерен пессимистический взгляд на вещи", а также и то, что " в позиции Владыки как-то мало любви. Он, кроме отдельных людей (так, он хорошо сказал про влад. Иннокентия, отчасти – про Святейшего), нигде не видит просвета, не видит сияния Духа Святого, без которого жизнь наша действительно была бы похожа на серое и грустное прозябание". Сказал это Виктор Судариков, человек непредвзятый и достаточно объективный. Тем более нельзя оставить без внимания его слова. Поскольку же Виктор выпускник и даже некогда преподаватель Свято-Тихоновского института, то лучшим ответом для него будут слова одного из ведущих его преподавателей - диакона Андрея Кураева.

Вот что он пишет в своей самой лучшей, как я считаю, книге "Традиция. Догмат. Обряд" (1995 год):

"Церковь всегда ощущала свое недостоинство и оплакивала его. Но только поэтому она смогла сохранить свой дух. И именно плач ее святых о своих грехах и о пороках церковных и был лучшим признаком неумерщвленного еще духовного здоровья" (стр. 241).

Чтобы проиллюстрировать, как далеки были от благодушия и "оптимизма" лучшие люди Церкви, автор приводит замечательную подборку высказываний этих людей о состоянии современной им церковной жизни от первого века до нашего (глава "Искушения Традиции"). Очень рекомендую прочитать(или перечитать) эту главу и вообще эту замечательную книгу. Здесь же достаточно привести хотя бы два авторитетных мнения.

"А церкви почти в таком положении, как и мое тело: не видно никакой доброй надежды: дела непрестанно клонятся к худшему" (св. Василии Великий).

"Спрашиваешь, каковы наши дела? Крайне горьки. Церкви без пастырей; доброе гибнет, злое наружи; надобно плыть ночью, нигде не светят путеводительные звезды. Христос спит" (св. Григорий Богослов).


И это сказано в действительно путеводном для Церкви IV веке!

Вот и в наш "скудный" век все-таки оживает надежда, когда видишь, что есть еще и у нас епископы, не помещающиеся в прокрустовом ложе приевшихся представлений об архиерее.

Если кого-то прежде всего поражает "пессимизм" высказываний Владыки, то во мне, напротив, оно будит оптимистические чувства. Отрадно видеть, что и среди наших архиереев есть не только ряженные чиновники, в ступоре честолюбия важно раздувающие щеки. Представляю, как трудно сбросить с себя эту мертвящую позолоту, выбраться из пут блеклого пустословия и обязывающих "по должности " официальных речений. Как трудно вспомнить, что ты человек, ответственный за Церковь, а не "лицо", якобы представляющее ее "полноту".

Что касается "пессимизма" и "нелюбви", то невольно всплывают параллели.

В свое время подобно же ругали и "антисоветчиков". Клевещут, мол. Не любят свой народ. Сеют "упаднические настроения" (пессимизм!). Лучше ведь лгать и себе, и другим, надрываясь в безудержном оптимизме, не замечая, что живешь в концлагере..

Уже, кажется, столько говорено-переговорено на тему того, что советская система это кривое зеркало церкви. Да вот, похоже, вместо того, чтобы разглядеть свои доведенные до абсурда пороки, мы все больше сверяем себя с этим зеркальным уродством. Что же мы делаем, братцы! Я понимаю, глубоко внутри сидит эта зараза. Мы "испили смертного". Но именно поэтому жизненность и истинность нашей веры определится в результате - повредит или не повредит.

Как это тривиально - научится смотреть правде в глаза, а не любоваться шорами идейных схем и "догматов" .Если ты болен, и болен, возможно, смертельно, то не спасут тебя "жизнеутверждающие" реляции. Лучше отдать себе ясный отчет - умираю. Но умираю в вере нового рождения. Не это ли то, что называется покаянием? Смерть и Новая Жизнь. А мы боимся дойти до смертной точки, хотим "душу сохранить", но тем самым, как и сказано, рискуем потерять ее.

А вот истинная жизненность - в позиции митрополита Хризостома. Не так легко сказать:

"Миллионы православных русских людей ходят в храм, исповедуются, причащаются, но... пожирают друг друга, благочестием там и не пахнет".

Более того:

" Вы не обращали внимания: чем порочнее человек, тем он ревностнее защищает чистоту чего-либо. Он же хочет иметь сторонников,. А возможно ли так защищать чистоту православия?"

"Вопрос стоит гораздо шире: все наше духовенство, весь наш народ, как верующие так и неверующие, очень низко стоят в духовно-нравственном плане. Отсутствует элементарная форма принятия добра и зла. реагирования на добро и зло. Поэтому мы живем в больном обществе".


Это диагноз - горький, но правдивый и точный. Разве это неправда, разве и наш житейский, и исторический опыт не говорит, что всегда и везде самыми яростными радетелями "порядка и чистоты" были подонки, погрязшие в пороках. Хотя бы пример из советской жизни. Вся партийная номенклатура жила воровством и развратом (особенно комсомольская ее часть). Но она же была зорким блюстителем честности и нравственности. Кстати, выходцы из этого лицемерного племени быстро сообразили, что церковь для них родная стихия, что здесь не столько ценится благочестие, сколько его риторика, а также искусство скрывать свои пороки. А если что - "один Бог вез греха". Это даже лучше, чем у коммунистов.

Священник - пьяница и дебошир. Отоспался после очередного приключения, но руки тебе не подает - он же ортодокс, а ты "баптист", "неообновленец". Другой - староста. Строит храм! Великое дело - все можно простить. Пусть он неугодных травит и гонит. Пусть он приход превратил в личную вотчину, в которой кормятся все его три семьи. Зато он православный до ужаса - только скажи что, отошьет мгновенно своим "свинячим бисером". Третий - юркий торгаш, сделавший состояние на "православном просвещении". Этот вообще почти мученик. Издал жуткую антисемитскую книжонку, которая начинается цитатой Сталина и призывом "хранить веру православную". Еврейские организации подают на него в суд, и он, таким образом, "стоит за веру", приводя в восхищение "православных" кликуш и истеричек.

Вы предлагаете это все любить и умиляться? Есть такое ходкое выражение: "покрыть любовью". Вряд ли любовью, но чем-то покрываем, вернее - прикрываем. И страшно не то даже, что открываются какие-то пороки, а то страшно, что открываются они не из-за собственно пороков. Жена и дети у Филарета Денисенко обнаружились только после того, как он провозгласил автокефалию. Никон пал жертвой кастовой борьбы. Да и сняли его как бы и не за порок, даже отблагодарили. А сколько же еще "покрыто любовью"? Не думаю, что эта "любовь" имеет что-то общее с Христовой любовью. Христос простил блудницу вовсе не для того, чтобы та пошла тут же и дальше блудить. Господь вскрывал все скрытые гнойники. И мы должны делать так же, поставив себя (то есть церковь) на грань "умереть-выжить", а не скакать и радоваться, что вот, мол, наша сила - гнием, но не помираем.




ПРЕДЫДУЩАЯ ЗАПИСЬ | К ОГЛАВЛЕНИЮ ДНЕВНИКА | СЛЕДУЮЩАЯ ЗАПИСЬ

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ИЛИ ВОПРОС

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ


Пишите:  a-shramko@mail.ru