Click here!
"Plan your trip on the best travel site!"

 

ДНЕВНИК СВЯЩЕННИКА

 

27.10.2000

Почему мы не любим Священное Писание?

 

Духовное училище, в котором я преподаю, готовит псаломщиков и регентов. Мой предмет относится к разряду "неосновных" или, как еще говорят, "непрофильных". Он находится на периферии учебного процесса. В крайнем случае, когда поджимают обстоятельства, могут даже освободить от его посещения. Правда, при условии итоговой аттестации и при согласии на то преподавателя. Но похоже это больше на благожелательный жест в сторону последнего.

Мой "неглавный" предмет называется Священное Писание. Что же главное? Сольфеджио, пение, дирижирование и прочие компоненты музыкальной обоймы. Эти предметы "специальные", без них, говорят, не будет "специалиста". Не хочу сказать ничего дурного в адрес своего училища. Это далеко не худший вариант. Есть даже отдельно Библейская История и отдельно Священное Писание. Предыдущий директор (иеромонах Геннадий Мошенский) проделал коренную реконструкцию училища, сделав его многогодичным и повысив значительно не только музыкальный уровень, что понятно со стороны бывшего дирижера симфонического оркестра, но и богословский. Добивался даже разрешения ввести Догматическое Богословие. И вообще создал такую атмосферу в училище, которая радикально отличает его от прочих духовных школ.

Все хорошо, но тем более остро встает наивный вопрос. Как стало, что Слово Божие оказалось у нас на периферии? Иногда даже и в забвении. У нас в Минске сравнительно недавно открыли Школу катехизаторов. Где-то только на третий год ее существования опомнились, что среди множества предметов, - ведущим была Методика преподавания Катехизиса (не Катехизис, а его методика!), треть всего учебного времени, - не оказалось места для Священного Писания. Катехизатор без Библии - вот это вызов штунде!

Все это опять же не случайно. Что скрывать - не любят православные Слово Божие.

И понимают, и горько переживают по поводу этого "недостатка". Да поделать ничего не могут. Силой некоторые заставляют себя читать - да не идет впрок. Потому что падает то ли в терние, то ли при дороге. Уж как мы трудолюбивы. И всенощные отстаиваем, и правила свои нагружаем-перегружаем, ночью кафизмы встаем читать, "старцев-батюшек" читаем-перечитываем... А Бога послушать - отяжеление страшное! И пытаемся усовестить себя: "Да это же Благая Весть! Самое главное, что может услышать человек в этом мире, ибо земным языком обращается к нам Сам Создатель и Промыслитель!" Нет, "не тянет". И перед протестантами стыдно, - не в пример нам штудируют Писание, хоть и не так прилежны до радений и стояний, -не но не можем одолеть отяжеления. Нет какого-то внутреннего огня, позыва. Не лежит что-то душа. И если бы только лень да "незрелость". Бывает и так, что человек интересуется Библией, читает и цитирует, пока не "воцерковится", а потом уже гаснет огонь. Или еще. Перейдет кто-то от протестантов. Такой больше живет Писанием, но это больше свойство памяти и привычка, которая постепенно стирается по мере погружения в православие. И вот страшное предположение - а может.... может оно просто нам не нужно? Раз не нуждаемся, то и не нужно. Простой вывод. Но не признаем мы его. Ибо это означает, что и в Боге мы не нуждаемся. Что вера у нас может и есть, а вот только не Христова она.

Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
потому что конец закона – Христос (Рим 10, 3-4)

Вот и споткнулись об этот камень преткновения и соблазна.

...Захожу в аудиторию. На партах ноты, ноты и ноты... Может хоть случайно кто-то приоткрыл Библию. Хоть предмет "не главный", так Книга же главная, самая главная! Нет такого даже по случайности. Начинаем легкий опрос. То, что готовили не к этому, а к прошлому занятию, неделю назад. Особенности каждого из четырех Евангелий. "Мы же к прошлому занятию готовили (!)" - Так расскажите сами, свое впечатление. Вот Евангелие от Матфея, а вот от Марка. Есть что-то очень сходное, но есть и разница. Нельзя ее не заметить, если читаешь, даже если когда-то читал". Нет, не могут ничего вымучить студенты второго курса, "воцерковленные" православные. Самое большое - про эмблему Льва.

Да, я плохой преподаватель. Но тем более чист эксперимент. Был бы получше преподаватель, то несомненно бы увлек. Но это был бы уже "человеческий фактор". Само по себе Писание (а не предмет) им неинтересно. Рутина, которую можно не помнить, если не спрашивают, а спросят - забыть через неделю.

Все понятно и абсурдно одновременно. Настолько привычно, что абсурд и не замечается. Церкви нужны регенты, псаломщики, священники, референты, хозяйственные работники. В церкви-то кругом "специалисты". А где же люди? А люди стоят на своем месте, они работают "прихожанами" Каждый сверчок на своем шестке сидит. Один элемент строения подпирает другой. Так и держится строение, довольное тем, что оно "созидается". Священное Писание это Божие откровение, которое дает такое знание, которое призывает к действию, к ответственности за всю Церковь. Так ненароком и выскочишь за пределы очерченного поля твоей "специальности". А это не нужно даже не столько "начальству", которому не весьма желательны возможные в таком случае "досаждения", но больше самому "специалисту" - очень неуютно за пределами полюбившийся магической триады "искушение, смирение, послушание". Что мы понимаем под этими исполненными глубокого смысла словами - отдельный разговор.

Так и живем в вымышленном самострое, довольные собой, что "храним веру православную". Вдруг ненароком стукнет в сердце - что-то не так! Быть так не может! Но.. Оглянемся по сторонам... Да все так... Не может быть, что все не в ногу...

Еще как может! И самый яркий пример - Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования (Рим 9, 4). И грозно для нас звучит пророчество:

11 А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени,
- 12 вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне.
13 Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою;
14 рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа.
15 И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем
(Ис 65)


И не ожесточил ли сердце наше Господь, как ожесточил сердце фараона, как ожесточил некогда верный, но заблудший Израиль, чтобы ожесточением нашим спасти другие сосуды, "для почетного употребления", как и сказано: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную – возлюбленною (Рим 9, 23).


ПРЕДЫДУЩАЯ ЗАПИСЬ | К ОГЛАВЛЕНИЮ ДНЕВНИКА | СЛЕДУЮЩАЯ ЗАПИСЬ

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ИЛИ ВОПРОС

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ


Пишите:  a-shramko@mail.ru