РЕГІОНАЛЬНІ
ПОРТАЛИ
 КИЇВ  ЛЬВІВ  ХАРКІВ
 Українська версія |  Русская версия
РЕКЛАМА
ПРЕС-СЕКРЕТАР
Анатолий Кинах: «Мы ухудшили условия для инвестора»
Олег ГАВРИШ, «КоммерсантЪ», 17.05.2005

На минувшей неделе правительство Украины подвело итоги ста дней своей работы. Первый вице-премьер Анатолий Кинах в интервью корреспонденту Ъ Олегу

Гавришу признал, что некоторые действия кабинета министров привели к ухудшению инвестиционного климата в стране и подорвали доверие бизнеса к новой власти.

– Прошло сто дней работы правительства. Какие, на ваш взгляд, наиболее важные вопросы удалось решить за это время?

– Надо было одновременно решать сразу несколько очень важных системных и стратегических проблем. Первое – это формирование вертикали исполнительной власти, опираясь на ожидания, требования людей. Власть должна стать более прозрачной, более ответственной, более профессиональной. Параллельно необходимо было принимать чрезвычайные меры в связи с тем, что экономика, особенно во второй половине 2004 года, была под большим давлением популистских решений, ручного управления, силовых методов. И, безусловно, очень серьезная проблема была с дефицитом бюджета. Это сложная обстановка, и она еще сказывается. Но одним из важнейших позитивных результатов правительства я считаю тот, который связан с недопущением обострения и разбалансирования макроэкономической стабильности. Если брать апрель, мы имеем снижение инфляционного показателя. Инфляция за апрель – 0,7%, а суммарная за четыре месяца – 5,1%. Это то, что касается потребительских цен. За четыре месяца текущего года реальные доходы населения Украины возросли почти на 29%.

Конечно, есть проблемы. Меня беспокоит то, что мы наблюдаем определенное снижение темпов роста ВВП Украины. За три месяца объем производства вырос на 7,1% по отношению к первым кварталам прошлого года. А за четыре месяца прошлого года рост составил 12,5%. Крайне важно, чтобы на фоне высочайшего уровня социальных обязательств мы не допустили снижения темпов и качества роста украинской экономики. В этом отношении меня лично тревожит ликвидация условий инвестиционной деятельности в свободных экономических зонах, на территориях приоритетного развития, технологических парков, по ряду отраслевых законов, связанных с наукоемкой, технически сложной продукцией. Необходимо сбалансировать шаги, связанные с борьбой с инфляцией и с конкурентоспособностью нашей экономики. Резкая ревальвация гривны серьезно коснулась конкурентоспособности украинского экспорта, особенно машиностроения. Реализация мер антикоррупционного характера не должна ухудшать условия тех промышленников, предпринимателей, которые работают прозрачно.

– Вы говорите, инфляция составляет 5,1%, а президент Украины обратил внимание на то, что в стране высокий уровень инфляции.

– Президент абсолютно прав. 5,1% – это довольно высокий уровень инфляции. Мы исчерпали половину запаса уровня инфляции на весь 2005 год. По откорректированным показателям это на уровне 9,8%.

– Как остановить инфляцию?

– Очень важно, чтобы рост социальных выплат сопровождался четкими действиями по насыщению внутреннего рынка необходимым объемом качественных товаров и услуг. Чтобы дополнительная денежная масса негативно не повлияла на рост цен. То есть надо работать над активизацией промышленной предпринимательской деятельности. Только на основе валютных интервенций или методов, связанных с ревальвацией гривны, серьезно снизить темп инфляции невозможно.

– Многие считают, что резкое повышение курса гривны было сделано намеренно, чтобы «завалить» предприятия Донецкого и Луганского региона. Это правда?

– То, что курс гривны занижен, известно уже не первый год. Резкая ревальвация гривны, конечно, негативно отразилась на конкурентоспособности ряда отраслей – в первую очередь горно-металлургического комплекса и машиностроения. Не надо забывать, что миллионы не самых богатых граждан традиционно хранили свои сбережения именно в валюте. В дальнейшем такие вещи должны четко согласовываться в рамках общей стратегии. Хотя в целом гривне необходимо иметь тенденцию к усилению, тем более что мы планируем достаточно высокий уровень результатов в текущем году как с точки зрения роста ВВП, так и в целом показателей экономики. Однако применение таких методов, как ревальвация, в борьбе с политическими конкурентами абсолютно недопустимо.

Меня очень тревожит ситуация в Донецкой области. Она допустила спад объема производства в 6%. Мы будем отрабатывать целевые меры, связанные с промышленностью и экономикой Донецкой области. Мы не хотели бы усугублять то противостояние, те страхи, то недоверие людей, которые сложились в ходе предыдущей кампании, подкрепляя их негативными социально-экономическими результатами.

– Президент поручил вам подготовить список предприятий, к которым у государства есть претензии по поводу приватизации. Есть ли такой список?

– Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы на Украине начали очередной передел собственности за рамками закона. То, что мы делаем,– это рассмотрение проблемных результатов приватизации стратегических предприятий. Мы действуем строго в рамках закона. Критерии достаточно четкие: занижение стоимости объектов в момент приватизации; невыполнение инвестором своих обязательств в соответствии с договором купли-продажи, особенно когда речь идет о возобновлении работы предприятия по основному профилю; ухудшение показателей приватизированного стратегического предприятия, особенно при признаках искусственного банкротства.

Речь не идет о тысячах предприятий, речь идет о нескольких десятках. Из тех предприятий, которые можно назвать,– Николаевский глиноземный завод. По этому заводу мы пришли к мнению, что инвесторы выполняют все свои обязательства, кроме одного, связанного со строительством алюминиевого предприятия на территории Харьковской области. Но там объективная причина. Предприятие рентабельно, только если потребляет электроэнергию по дифференцируемому тарифу. Инвестор по согласованию с правительством откорректировал данное условие, а инвестиции вложил в повышение мощностей того же НГЗ – с 1 млн т до 1,6 млн т глинозема ежегодно. Аналогичная ситуация на «Ривнеазоте» – инвесторы выполняют свои обязательства. В то же время возникают серьезные вопросы по северодонецкому «Азоту». Есть проблемы с выполнением условий приватизации Черноморского судостроительного завода.

– Недавно глава «Нафтогаза Украины» Алексей Ивченко сделал заявление о том, что будет настаивать на реприватизации «Укртатнафты» и Лисичанского НПЗ...

– Я не разделяю таких заявлений. Должен действовать четкий правовой механизм. Пока соответствующая инстанция не приняла решения в рамках действующих законодательств, ни в коем случае нельзя ставить вопрос о том, что это предприятие приватизировано с нарушением закона. Это негативно влияет на доверие инвесторов, на конкурентоспособность этого предприятия. Эти заявления абсолютно недопустимы, особенно когда речь идет о чиновниках высокого ранга независимо от их фамилий. То, что касается сути, то как по Кременчугскому НПЗ, так и по Лисичанскому НПЗ все должно решаться в рамках соответствующих процедур в жестком правовом поле.

– Как вы относитесь к тому, что было принято решение открыть границу для импортного горючего? Не проще ли было снизить налоги для украинских производителей?

– Меня беспокоит ситуация на рынке нефтепродуктов. Начиная с февраля текущего года на мировых рынках наблюдается постоянный рост цен на нефть, а Украина на 80% перерабатывает импортную нефть, в первую очередь поставляемую из РФ. То есть мы находимся в очень серьезной зависимости от колебаний конъюнктуры мирового рынка на нефть. Крайне важно проводить более гибкую акцизную политику, не допуская роста налоговой нагрузки на конечный продукт, особенно когда речь идет о процессах на мировом рынке, от нас не зависящих. Крайне важно не допускать принятия таких решений, как рост транспортной составляющей, что мы, к сожалению, сделали в этом году. Конечно, надо серьезно работать в рамках антимонопольного законодательства, законов Украины о контроле и регулировании цен, чтобы не было монопольных сговоров, создания искусственного дефицита.

– Ваше имя ассоциируется с предпринимателями, поддержавшими «оранжевую революцию», но часть из них успела разочароваться. Какими вы видите первоочередные меры, которые помогли бы преодолеть охлаждение отношений между бизнесом и правительством?

– Я сам встревожен рядом решений, в том числе связанных с налоговой системой. Нельзя допускать, чтобы мы на первых этапах деятельности новой власти повторяли очень печальный опыт прошлых лет. Я крайне встревожен тем, что мы ухудшили условия для инвестора. В частности, в разгар финансового года ввели налог на добавленную стоимость на инвестиции в основные фонды. Одностороннее изменение правил игры очень негативно воспринимается и теми инвесторами, которые работают, и тем более теми, кто хотел бы работать.

ДрукуватиДрукуватиОбговоритиОбговоритиВідіслати статтю друговіВідіслати статтю другові



АНАЛІТИКА
10:45Давид Жванія: від „А” до „Я”
12:24Із «тіні» - в «сутінки»
17:50Євген Червоненко: від „А” до „Я”
14:50Олександр Сушко: «Ніхто не може більше накапостити нам на шляху в Європу, ніж ми самі»
15:48Сергій Терьохін: від „А” до „Я”
16:04Роман Зварич: від „А” до „Я”
13:01Церкви України: цифри, факти, тенденції
13:51Тих, хто не захищає права на інтелектуальну власність, в СОТ не приймають...
17:56Юрій Кравченко: від „А” до „Я”
10:16Роман Безсмертний: від „А” до „Я”
12:46Євген Марчук: від “А” до “Я”
12:17Олександр Турчинов: від “А” до “Я”
За умови повного або часткового відтворення посилання на proUA.com є обов'язковим (для інтернет-ресурсів гіперпосилання). Передрук, копіювання або відтворення інформації, що містить посилання на агентство "Українські Новини", у якому-небудь виді строго заборонений.
bigmir)net TOP 100